Народная пословица гласит: „На Рождество и солнце играет». День этот стал праздником светлых чувств и чистой любви

Рождественское настроение — смесь волшебства и веры в будущее, надежды, которую спешат разделить с самыми близкими людьми. Дом, привечающий рождественских гостей, светит путникам, как Вифлеемская звезда, обещая чудо.
В русских деревнях Рождество обычно отмечалось три дня. включая сочельник— день накануне праздника. В рождественский сочельник не полагалось принимать пищу до появления первой звезды на вечернем небосклоне. Исключение составляло только сочиво — размоченные в водe хлебные зерна. Отсюда и произошло название «сочельник».

Щедрый вечер

Перед заходом солнца, затеплив перед образами лампаду и зажигая свечи, вся семья становилась на молитву. Потом выходили во двор — высматривать «путеводную звезду». Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы.
Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником. У католиков обряд начинался с обмена облаткой — символом хлеба, богатства и благополучия. Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерями, тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения.

Пред тем как сесть за стол, хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы.


Затем глава семьи выбрасывал несколько ложек кутьи на улицу — угощая разных духов и «приглашал» в дом мороз, который просили не морозить весной «жито, пшеницу и всякую пажицу» — не губить посевы. Сочельник называли Богатой кутьею или Щедрым вечером из-за обильного праздничного ужина (непременно постного).
Главным блюдом на столе была кутья: ее готовили из вареных (порой пророшенных) пшеничных зерен, риса, пеня, заправленных медом или сытой лед с растертым маком). Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или гладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни.
Ставили на стол взвар — компот из сухофруктов. Издавна кутья была главным блюдом на поминках, а взвар варили при рождении ребенка. Так в праздничной пище отражалось наступающее Рождество и поминовение предков, ведь в древности сочельник посвящался усопшим. К столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему.
Порядок приема пищи регламентировался правилами: сначала на стол ставили закуски (селедку, рыбу, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп.
К борщу, грибному супу подавались ушки пирожки с грибами, а у православных сочни — жареные на конопляном масле мучные лепешки.
Под конец трапезы на стол ставили сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, яблоки, орехи. Лакомились также блинами, либо оладьями с медом, пресными пирожками с ягодами.
За столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны.
Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом. В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой). Закончив трапезу, ложки оставляли в недоеденной кутье. Это делалось для того, чтобы души предков тоже могли попировать.
После всенощной службы в храме приступали к празднованию Рождества. Пост оставался позади, поэтому стол изобиловал скоромными яствами, хмельными напитками, украшался выпеченными фигурками животных, украшениями из колосьев. Верили, что изобильный стол обеспечит семье достаток в наступающем году.

Поверья старины.

Звездное небо в сочельник обещало богатый приплод скота, много ягод и гороха. Если в сочельник тропинки чернели, ждали урожая на гречу. Снег на Рождество предвещал урожай, а „нет снега — не быть хлебу». Теплый день сулил густой хлеб, метель — хорошее роение пчел. Высокие сугробы обещали хороший год, а если в этот день было тепло, следовало ждать холодную весну.

Считали, что под Рождество ткать грешно, иначе в праздники случится несчастье. Зато можно и даже
нужно мотать тугие клубки пряжи, тогда кочаны капусты будут тугими.

По народным поверьям, накануне Рождества не следовало кормить кур, чтобы летом не копались в огородах. А чтобы скот не бегал со двора и с пастбища, ножки стола спутывали веревками.