По статистике, 7 россиянок из 10 считают макияж, маникюр, прическу необходимыми условиями для того, чтобы чувствовать себя красивыми и успешными. И это чисто российская специфика. Почему же мы столько внимания уделяем своей внешности и рассматриваем красоту как отличный бизнес-проект и залог счастья?

Если у европеек и американок укладка и красная помада ассоциируются исключительно со свиданиями и выходами в свет, то у нас в таком виде запросто ездят в троллейбусах, ходят в супермаркет за йогуртом и пельменями и делают квартальные отчеты на работе. Сначала исследователи предположили, что наши женщины жертвуют деньгами (приукрашивание ! себя зачастую влетает в копеечку) и временем (ежедневное внешнее самосовершенствование — процесс долгий и утомительный) только затем, чтобы успешно конкурировать на женском «рынке». Ведь известно, что мужчин половозрелого возраста в нашей стране меньше, чем их ровесниц. Но по данным Российского мониторинга экономики и здоровья населения, за последние 15 лет 78 % россиянок в возрасте от 26 до 45 лет находились в браке. Допустим, они опасались развода, который никому не заказан. Однако в Европе, где бракоразводный уровень тоже высок, женщины все равно делают ставку на естественность и удобство. А у нас при тех же рисках остаться без мужа ежедневно ломают ноги на шпильках, наращивают ногти, скупают обновки, не дожидаясь распродаж.

Красота и успех по-русски

Постоянно находиться в «полной боевой готовности» стало уже традицией русской женщины. И высокие требования мужчин к нашей наружности скорее следствие этой традиции, а не первопричина, которая на самом деле кроется в низкой самооценке сред-
нестатистической россиянки (ее-то она и пытается прикрыть тональным кремом), а также в системе ценностей, которая исторически сложилась в нашей стане. Французский психоаналитик Жак Ланан доказал, что все мы живем в трех измерениях: реальном, воображаемом и символическом. Первые два уровня понятны и так, а что касается третьего, то символическое — это область культуры, которая определяет наше место в этом мире. Мы все нуждаемся в символах как в ориентирах, чтобы самим быть адекватными людьми и понимать, с кем имеем дело. Так вот, в российской ментальное™ символами успеха являются шуба из натурального меха, бриллианты и физическая красота, а так же возможность путешествовать по миру пользуясь услугами мостревел. Еще с советских времен, когда в основной массе люди были, по существу, нищими (ни капитала, ни собственной недвижимости, ни своего бизнеса, ни приданого…), когда буквально нечего было предъявить кроме внешности, красота была валютой с наивысшим курсом. Неплохо она продается и теперь, являясь одновременно и признаком успешности, и заявкой на нее. Вот тому пример. Студенткам американского колледжа был задан вопрос: «Какой бы вы хотели быть: красивой, но откровенно глупой, или умной, но совершенно некрасивой?» Ответы распределились примерно поровну. Когда же такой вопрос предложили выпускницам российских школ, то только одна из каждых пяти девушек высказалась в пользу ума. Остальные же посчитали красоту более надежным капиталом. Это, вероятно, потому, что в Америке можно получить неплохие дивиденды и с того, и с другого. Да и символы успешности там сложились исторически другие. Скажем, головокружительная карьера с нуля. Именно у россиянок в ходе специальных исследований было обнаружено массовое пристрастие к косметике, мало характерное для представительниц прекрасного пола других стран. Только у нас каждая вторая женщина делает макияж ежедневно и не мыслит появиться на работе «без лица» (то есть в естественном виде) и проходит через ежедневный ритуал по подбору гардероба. Мы хронически подвержены диктату глянца. Конечно, не все. Но общая тенденция такова. А понятие успеха приравнялось у нас к красоте в различных вариациях. Ну, например:

  • только красавицы по-настоящему счастливы;
  • если она хорошо выглядит, значит, у нее все ОК;
  • чем лучше выглядишь, тем больше шансов на успех.
  • По результатам опросов жительниц Аргентины, Бразилии, Канады, США, Франции, Италии, Нидерландов, Великобритании, Японии, Польши и России

    89 % россииских женщин считают, что именно внешность влияет на то, как их воспринимают окружающие
    72% россиянок и 48% иностранок чувствуют себя хуже, если недовольны своим внешним видом
    87% россиянок и 60% иностранок убеждены, что просто обязаны хорошо выглядеть, причем не только в угоду мужчинам, но и обществу в целом

    Психологи считают, что такое стереотипное мышление может быть связано только с тотальной неуверенностью в себе и неумением самовыражаться иначе, чем через имидж.

    Цените себя высоко

    Психологи провели любопытный эксперимент. Группа мужчин прошла несложное тестирование. Все справились с заданиями, но одним испытуемым поставили отлично, а другим сказали, что от них ожидали большего. Таким образом первым завысили самооценку, а вторым занизили. Затем каждого участника эксперимента как бы случайно знакомили с одной и той же девушкой. Но был нюанс: к одним мужчинам барышня выходила с безупречным макияжем и в красивой одежде, а к другим — непричесанная, плохо накрашенная, небрежно одетая. Так вот, охотно общались с «красавицей» или игнорировали «дурнушку» те, у кого самооценка была завышена. Мужчины же с заниженной самооценкой вели себя ровно наоборот. В психологии это называется эффектом контрастов. Человек среднего достатка рядом с миллионером осознает себя ущербным и сочувствует беднякам, а рядом с нищим ощущает себя богачом и симпатизирует тем, кто хорошо зарабатывает.
    В компании малопривлекательных людей мы воображаем себя красотками, а в окружении писаных красавиц превращаемся в серых мышек. Среди девочек-подростков женщина бальзаковского возраста почувствует себя староватой, а среди пенсионерок — молодкой. Всевозможные сравнения мы делаем непроизвольно, автоматически, почти беспрерывно. Это свойство человеческой психики. Единственный способ не сойти с ума — это научиться сравнивать правильно.

    Не сравнивайте себя с «богинями журнальных обложек».

    Такое сравнение будет всегда не в вашу пользу. Ведь профессиональная модель — феноменальный результат игры генов, эстетический нонсенс, чудо природы, да еще и приукрашенное. Поэтому тягаться с подобными идеалами бессмысленно. «В течение недели средний человек видит свыше 500 обликов «совершенных» людей в журналах, кино и по телевизору, — поясняет американский психолог Аллан Пиз. — Большинство из них — результат технологии: специального макияжа, компьютерной графики, особого освещения. Такие образы редко напоминают реальных людей». А мы верим в их правдоподобие, завидуем и комплексуем. Но посмотрите на вещи реально: невозможно в 40 выглядеть на 18, как это представлено в глянцевом журнале, а такая кожа, как у певицы в клипе, вообще бывает только у младенцев. При оценке своего интеллекта вы же не сравниваете себя со Склодовской- Кюри, а ориентируетесь на средние показатели. Так почему же свою наружность сличаете с внешностью идеализированных топ-моделей? Корректные сравнения — вот путь к успеху.

    Учитесь принимать комплименты и не позволяйте навязывать вам комплексы.

    Доверяйте мнению о вас и вашей внешности лишь близких и друзей, относящихся к вам по-доброму. Если они в один голос говорят вам приятное, то сказанное ими правда. Хвалят платье, стало быть, оно отлично на вас сидит. Словно сговорившись, твердят, что вы похорошели и помолодели? Не сомневайтесь — так оно и есть. С достоинством принимайте комплименты и опирайтесь на них в работе над собой и погоне за успехом. Но всегда помните: кое-кто из корысти и злого умысла может убеждать вас в том, что вы не так уж и хороши, несмотря на прилагаемые усилия, и тем самым отрезает вам пути к успеху. «Любой, — подчеркивает Аллан Пиз, — кто судит вас по внешности, сам испытывает проблемы с самооценкой. Это не тот человек, с которым стоит иметь дело».

    Полюбите себя в целом.

    Нос,рост, возраст не что-то отдельное, а часть вас. Это вы! Так к чему же конфронтация с самой собой? Примиритесь с тем, что вы такая, научитесь жить в гармонии с собственным образом, прощать себе недостатки и позволяйте любоваться достоинствами. Любовь к себе должна быть такой же сильной и всеобъемлющей, как и любовь к ребенку. Это не значит, что нужно начисто игнорировать недостатки, иначе вы не сможете их корректировать (там, где это возможно). Но и акцентировать внимание только на них неверно. Возьмите фотографию с корпоративной вечеринки или последнего девичника и посмотрите на нее беспристрастным взглядом постороннего. И что, вы хотите сказать, что вы там самая старая, неухоженная и нестильная? Наверняка вы не хуже других! Порадуйтесь этому и подумайте, в каком направлении нужно поработать со своей наружностью, чтобы на следующей аналогичной фотосессии выглядеть лучше.

    Берегите любовь.

    Многие, особенно по молодости, относятся к ней невнимательно, расточительно, меняя на другие блага, так как уверены, что любовей будет еще очень много. Но жизнь отрезвляет: настоящая любовь случается очень редко, а некоторым и вовсе не перепадает встретить большое чувство. Поэтому не упустите случая отразиться в глазах любимого человека. В этом зеркале вы всегда великолепны и лишены недостатков. Только не злоупотребляйте любовью, запуская свою внешность, — визуальный стимул для мужчины очень важен.

    Устраивайте своему имиджу «разгрузочные дни».

    Необходимо иногда сбрасывать социальную маску, гламурную кожу и пребывать в своем естественном виде. Это только в сериалах героини с макияжем ложатся, с макияжем встают. В реальной жизни даже самые блестящие звезды шоу-бизнеса время от времени позволяют себе расслабиться: походить лохматыми, с «босыми» лицами, в стареньких джинсах. Благодаря этому нервная система восстанавливается, тело отдыхает.

    Прихорашивайтесь.

    Если женщина с помощью всяких штучек хорошо выглядит, на возраст и неудачи она смотрит легче и в будущее глядит оптимистичнее. Ей бывает проще добиться своего от окружающих и тем самым достичь успеха в жизни или как минимум у противоположного пола. Осознание того, что она может великолепно выглядеть, если захочет, дает силу. За красивой маской мы способны спрятать растерянность, боль и разочарование, скрыть сиюминутную слабость. Грамотно и вовремя украсив себя, можно получить мгновенный эффект. Например, канцлер Германии Ангела Меркель однажды пришла в театр в вечернем декольтированном платье вместо привычного мешковатого брючного костюма, и ее рейтинги моментально выросли. Немцам понравилось, что их руководитель может быть элегантной, привлекательной, женственной. По опросам, внешние изменения руководителя страны к лучшему стали причиной хорошего настроения всей нации. Вот так!

    Учитесь выражать себя.

    Проблема многих женщин состоит в том, что у них просто нет иных способов для самовыражения кроме как через имидж: ни через интеллектуальную работу, ни через творчество, ни через секс. Именно поэтому они постоянно сканируют , как там публика реагирует на их одежду, макияж, прическу и одновременно изучают других женщин: из чего сделаны их молодость и красота. Благодаря этому им удается всегда ослепительно выглядеть (даже ранним утром в полупустом бассейне). Но жить в таком режиме тяжело для психики, и, несмотря на красивое отражение в зеркале и множество поклонников, нет удовлетворения от жизни. Необходимо научиться выражать себя какими-то еще способами: начните вести дневник, окончите курсы и займитесь дизайном, запишитесь в школу танцев… И тогда придет ощущение настоящей успешности.

    Преображайтесь изнутри.

    Понятие «внутренняя красота» вовсе не бессмысленный штамп. Американские исследователи во главе с ученым Гэри Левандовски доказали, что наше обаяние в первую очередь зависит от качеств характера, а не от особенностей внешности. Так, честность, отзывчивость, доброта делают нас привлекательными в глазах окружающих. И наоборот, хамы, лжецы, циники, злыдни вызывают отторжение. Даже если при этом имеют самую что ни на есть модельную внешность. Поначалу, конечно, шикарная оболочка обеспечивает нужный эффект. Но затем мерзкий характер обнуляет это достоинство. Ведь жадность и стервозность помадой не закрасишь, под локонами не спрячешь и шелковым парео не прикроешь — обязательно вылезут наружу. Верность, искренность, нежность в личных отношениях, как и компетентность, надежность, готовность к сотрудничеству на службе оказываются важнее, чем внешняя привлекательность. Эти и подобные качества — залог успеха в семейной жизни и карьере. Подумайте, что делает вас хорошей подругой, прекрасной коллегой, желанной супругой? Наверняка не рост, вес, другие физические параметры, а способности, знания, оптимизм, отзывчивость, ваша личность в целом. «Душевная красота придает отблеск и телу», — говорил Сенека Младший. Философу можно верить.