Исследования психологов и социологов подтверждают: привлекательный внешний вид часто дает привилегии претендентам при приеме на работу, упрощает продвижение по службе и является фактором роста заработной платы. Какая же внешность обеспечит успех в карьере? Ученые из Университета Мичигана выяснили, что симпатяги зарабатывают на 5 % больше своих коллег с заурядной внешностью, которые, в свою очередь, получают на 9 % больше тех, кто совсем не хорош собой. Конечно, подобная связь между внешностью и зарплатой не оформляется официально, разница, как правило, возникает за счет премий, вознаграждений, распределения заданий таким образом, что красотки и красавцы оказываются в выигрыше. Причем такова ситуация везде в мире и во все времена, хотя исследования последних лет показали, что в кризис зависимость «внешность — успех» усиливается. Даже рекрутеры и сотрудники HR-отделов (проще говоря, кадровики), проводящие собеседование при приеме на работу, не отрицают, что именно внешний вид и ухоженность соискателя в большой степени создают хорошее впечатление о нем и способствуют принятию решения о его приеме на службу. Как нужно выглядеть, чтобы устроиться на хорошее место, получать достойную зарплату и повышения? Спросим у экспертов. Альберт Владимирович ФИЛИППОВ, директор Института социологии и управления персоналом в Государственном университете управления Безусловно, специалисты по HR при отборе кандидатов на работу обращают пристальное внимание на их внешность, но особенно придирчиво смотрят на то, как выглядит женщина.

На что в первую очередь обращают внимание те люди, от которых зависит, достанется ли завидное место нам или нашей сопернице?

Самое важное — чистоплотность и ухоженность. Проверяются эти качества на мелочах. Так, ногти у женщины обязательно должны быть холеными, опрятными, просто полированными, а если покрыты лаком, то не вызывающего тона. Наращенные ногти, нейл-арт вызывают негативную реакцию. Поскольку соискатель, как правило, сидит на собеседовании, то любой кадровик всегда оценивает, даже бессознательно, в первую очередь лицо и волосы. Неопрятность в прическе, макияже сразу вызывает отторжение. Прическу лучше сделать простую, конечно, она должна идти вам, соответствовать возрасту, гармонировать с образом в целом. Но всегда хорошее впечатление производит открытый лоб. Всякого рода челочки, завитушечки настраивают кадровика на ироничный или игривый лад. Подобные детали внешности могут свидетельствовать о неаккуратности, забывчивости, мечтательности. Про такую женщину могут подумать, что она не очень надежна как исполнитель. Использование мейкапа очень умеренное. Но легкий макияж должен быть!

Может, все же стоит накраситься поярче, чтобы произвести впечатление и запомниться?

Женщина всегда оценивается как сексуальный объект, причем не только мужчинами-кадровиками, но и женщинами. Слишком яркий лак, кричащий цвет помады, чересчур открытый фасон одежды создают впечатление о том, что с этой потенциальной работницей можно строить не только рабочие отношения. Мужчина, который нанимает женщину, чтобы спать с ней, конечно, выберет такую претендентку. Если кадровик не расположен принимать на работу-объект сексуального внимания, он всегда отдаст предпочтение другой, более скромной соискательнице. Поэтому избегайте вызывающих деталей.

Насчет макияжа, хотелось бы вам, милые дамы, открыть маленький секрет. Если вы хотите чтобы ваш макияж был идеальным, лучше проконсультироваться с косметологом, после чего выявить для себя нужные оттенки и тона. Однако, лучший макияж тот, который прекрасно смотрится на фото. Собравшись на свадьбу к подруге, например, вам непременно нужно сделать макияж, чтобы на фотографиях ваше лицо выглядело идеально. Свадебный фотограф будет вас фотографировать в разные моменты, и не исключено, что некоторые фото для вас будут неожиданными.
Конечно мастерство фотографа, а так же профессионализм не позволят показать вам фото, где вы случайно открыли рот, или закрыли глаза, но всё же большинство ваших фото будут выглядеть просто идеально. Как говорит лучший профессиональный свадебный фотограф в Москве  Макс Макаров — правильный макияж залог успешной фотографии.
Подводя итог, хочется сказать, что если вы научитесь делать макияж для фотографии, то вы научитесь прятать свои недостатки и подчеркивать достоинства, что пригодится не только для красивой фотографии, а так же и в жизни!

Есть ли предубеждение у кадровиков против блондинок?

Да, существует мнение, что они менее серьезны. Брюнетки считаются для всех ситуаций более подходящими сотрудницами. К рыжим отношение очень неоднозначное, им всегда труднее.

Как следует одеться на собеседование карьеристке?

На собеседование лучше приходить не в джинсах или брюках, а в платье или юбке. В остальном допускаются варианты. Главное — чтобы одежда была по фигуре, не казалась ни тесной, ни слишком просторной. Если платье или костюм не по размеру, создается впечатление, что женщина не следит за собой или находится в затруднительном положении, материальном или семейном. Одежда велика? Для кадровика это свидетельство отсутствия вкуса, стиля у женщины и, значит, того, что она будет безразличной и к делам, станет работать без интереса, у нее могут возникнуть сложности в общении с коллективом, особенно в контактах, ориентированных на сотрудничество. Такая женщина часто получает прозвище «серая мышка». Но сейчас никто уже не хочет иметь в офисе серую мышку! Все хотят видеть элегантную, со вкусом одетую сотрудницу. При этом наряды не должны быть чересчур дорогими — это всегда настораживает или вызывает зависть. Важна и длина одежды. Если на работу приходит устраиваться юная особа, то короткое платье не вызовет раздражения. Если женщине за тридцать, то все зависит от формы ног, особенно коленей. Работница с полными ногами, опухшими коленями в короткой юбке выглядит очень непрезентабельно!

Что вы скажете об аксессуарах?

Украшения создадут законченный образ, скажут о внимании претендентки к деталям: во многих сферах деятельности это ценится. Поэтому они должны быть, но не в большом количестве, не вызывающие, некрупные и недешевые — лучше никаких, чем дешевка.

Работница или «секс-рабыня»?

Конечно, в первую очередь сотрудник кадрового отдела или агентства нанимает работницу. Но он может проявить интерес к претендентке и как к женщине, особенно если она сама явно держится с осознанием силы своей женской привлекательности и проявляет интерес к кадровику не только как специалисту по найму, делает комплименты, например отмечает, что его кабинет оформлен со вкусом. Как понять, что вас рассматривают и как секс-объект? Спектр общения становится шире, задаются вопросы, относящиеся к образу жизни, увлечениям. Кадровик говорит о своих возможностях, по сути, о покровительстве, личных достоинствах, а при теплом прощании обещает лично контролировать процесс найма.

В какой обуви быстрее поднимаются по карьерной лестнице?

Это у мужчин обувь играет огромную роль. Женщину рассматривают обычно до колена. Но, конечно, туфли или сапоги должны быть чистыми. Надевать ботфорты на собеседование не стоит.

Альберт Владимирович, что вы еще посоветуете читательницам?

Не будьте многословной. Не увиливайте от вопросов, не давайте уклончивых ответов, говорите правду. Позвольте себе быть ведомой в разговоре. Отрепетируйте правильную позу. Сядьте чуть отодвинувшись от стола. Взгляд прямой. Сомкнутые ноги поверните влево или вправо и подогните. Такая поза говорит о том, что женщина не позволяет себе ничего лишнего. Первое впечатление очень важно! Если оно будет положительным, все дальше пройдет нормально.


Совет эксперта: покажите свои сильные стороны

Социальные психологи любят демонстрировать такой опыт. Предъявляют участникам эксперимента фотографии разных людей, просят оценить их внешность, интеллект, доброту, порядочность. Почти всегда оказывается так: если человек нравится нам внешне, то и другие его качества оцениваются выше. Красивых людей мы даже наделяем большим здоровьем и выносливостью—это, наверное, еще со времен естественного отбора.
Но ведь красота — понятие относительное? Выходит, что успешность может зависеть от одного человека, которому, например, не понравились ваши уши? Некоторые стандарты в обществе существуют, например в отношении роста, комплекции, общих черт лица. Но, конечно, есть и индивидуальные предпочтения. Действительно, может случиться так, что уши станут причиной отказа в приеме на работу. По мнению работодателя, они слишком велики для того, чтобы их обладатель был руководителем отдела. Хотя, конечно, вряд ли вы узнаете, что причина неудачи именно в этом. Но с такой же вероятностью другой работодатель посчитает вашу внешность приятной.
Какие именно недостатки людям кажутся наиболее критичными? Что, по их мнению, может мешать успешности? Мужчины недовольны ростом и считают, что недостаток сантиметров снижает их шансы на успешную карьеру. И они правы. Высоких мужчин среднего и даже крупного телосложения чаще назначают на ответственные должности, руководящие посты. Высокому человеку проще заставить себе подчиняться. Женщины в большей степени имеют претензии к своему весу. И тоже справедливо. Полнота воспринимается как признак слишком спокойного характера, отсутствия особых стремлений. Кадровиками претендентка с излишне весомыми достоинствами рассматривается как человек, от которого можно ожидать неаккуратности, расхлябанности, халатности, бестактности, неадекватного поведения. А американцы, опросив огромное количество полных женщин, пришли к выводу, что каждые 10 килограммов веса сверх нормы отнимают 10 % от возможной зарплаты.

Бывает ли так, что слишком хорошие внешние данные препятствуют успеху?

Наряду с общим стереотипом есть еще и стереотип профессий. Как, например, должна выглядеть женщина-физик? Уж точно в нашем представлении она не блондинка с голубыми глазами и полными сексапильными губами. Приди такая устраиваться на работу, на нее посмотрят скептически. А когда покажет красный диплом, еще и улыбнутся, мол: «Знаем-знаем, как красотки вроде вас дипломы получают». Кроме того, препятствовать успеху могут из чувства соперничества (так поступают, например, начальники-женщины) или из нежелания показаться предвзятым (если босс — мужчина).

Значит, думая об успешной работе, стоит прежде всего позаботиться о внешности?

Да, но в более широком смысле слова. Больших успехов добиваются люди, которые грамотно распоряжаются всеми ресурсами, данными им природой. Важно не столько обладать хорошими внешними данными, сколько уметь преподнести их, подчеркнуть свои достоинства, расположить к себе собеседника. Это качество называют презентабельностью. При всем многообразии критериев внешности есть только одно, что отталкивает по-настоящему и всех. Это плохие манеры, неумение себя вести.

Что делать человеку, считающему, что внешность препятствует его успеху?

Во-первых, трезво посмотреть на вещи. Существуют профессии с четкими стандартами внешности. Не стоит о них мечтать, если ваш рост (вес, особенности фигуры, черты лица) не соответствуют критериям. Но это не должно означать полного краха карьеры. Наверняка есть сферы деятельности, где вы добьетесь успеха, если перестанете плакать по невозможному. Люди нередко прикрываются внешним видом, оправдывают им свои неудачи. Сказать: «Не видать мне хорошего места и не сделать карьеры, потому что с внешностью не повезло» — самый простой путь. Но и самый бесперспективный. Внешность не единственный фактор успешности, а лишь один из них.

Кадровик с женским лицом: успех или провал?

  • Женщина-кадровик более критично оценивает личностные качества нанимающейся сотрудницы. Критичность возрастает, если несходство между ними велико. Если мужчину привлекает чувство собственного достоинства, с которым держится женщина, то женщину-кадровика это может раздражать и инициировать завальные вопросы, ответы на которые толкуются не в пользу претендентки.
  • Большая сумка для нанимателя-мужчины — признак ненадежности, неаккуратности ее обладательницы. Мужская логика такова: чем больше женская сумочка, тем больше бардак в этой сумочке и в голове. Женщина-кадровик, заметив объемную сумку, поймет: претендентка в курсе последних модных течений.
  • Мужчина более остро, чем женщина, реагирует на запахи. Если ваши духи сильно пахнут, его обонятельная система возбуждается, и он сам становится взвинченным. Поэтому всякие интенсивные раздражители лучше исключить. Аромат вашего парфюма должен быть нежным, едва уловимым, ненавязчивым.